Мультипсихометр
Кадровым службам Автошколам и автопредприятиям Предприятиям железнодорожного траспорта Образовательным учреждениям

Главная О комплексе О программе Оборудование Изделия Сертификаты Заказчики Отзывы Статьи Услуги Цены
Главная / Статьи / Использование информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении подготовки офицерских кадров

Использование информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении подготовки офицерских кадров

Е.Г. Гречушкина
Адъюнкт центра УМ и НР Военного учебно-научного центра ВС РФ

Исследование проблемы профессионализма офицерских кадров показывает, что в настоящее время все более остро встает вопрос об оценке реальной компетентности офицеров. Нельзя не признать, что далеко не все офицеры, имеющие опыт службы в войсках обладают необходимым профессионализмом. Ведь подготовка офицерских кадров в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск включает не только приобретение необходимых знаний, умений, навыков, но и их практическую реализацию через профессионально-важные качества в конкретной управленческой деятельности на конкретной воинской должности.

В свою очередь, оценка профессионально важных качеств слушателей, из числа офицеров, предполагает измерение множества психодиагностических параметров при проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору, наблюдению, прогнозированию при подготовке офицерских кадров. Однако, выведение конечных оценок возможно только при соблюдении следующих требований к психодиагностическим параметрам:

  • максимальный охват профессионально важных качеств, необходимых офицеру на конкретной должности, т.е. использование различных методов получения информации (социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование) и интеграция полученных данных;
  • низкая интеркорреляция между результатами разных тестов (методик), измеряющих различные группы профессионально важных качеств;
  • надежность, валидность и высокая эффективность тестов (методик), включенных в комплекс (батарею тестов);
  • возможность проведения скрининговых и массовых исследований (про­стота в проведении обследования и обработке данных, экономическая целесообразность).

Далее, исходя из указанных требований, полученные оценки по различным тестам необходимо преобразовать в итоговый результат для того, чтобы сформулировать заключение психолого-педагогического оценивания слушателей в учебном процессе. Данные по разным методикам (включая результаты, полученные методами социально-психологического изучения), выраженные в одних и тех же единицах (стандартизированные), позволяют сравнивать индивидуальные результаты по всем свойствам, оценить достигнутый уровень и установить относительное положение индивида в группе. Внутригрупповые показатели имеют единый, четко определенный количественный смысл, и к ним могут быть применены большинство методов статистического анализа. Интеграция частных показателей в конечный результат должна проводиться по определенным алгоритмам — «решающим правилам»:

  • метод суммирования средних оценок и использование уравнения множественной линейной регрессии позволяют рассчитать значение прогнозируемого критерия для каждого слушателя, с учетом применения нормативных (срезающих) оценок, то есть системы минимальных проходных результатов, устанавливаемых для каждой применяемой методики;
  • использование «функции желательности» для получения интегральных показателей облегчает процедуру интеграции конечных результатов;
  • применение метода установления критериев классификации, базирующегося на теории распознавания образов, является необходимостью для образования полярных по успешности деятельности офицеров («рекомендуются» и «не рекомендуются»), составления рейтингов.

Вот только часть статистических, технических и организационных сложностей обработки данных психолого-педагогического исследования и использования результатов психолого-педагогического оценивания слушателей в учебном процессе.

Так, статический и неадаптивный характер тестирования, организационные и технические сложности, связанные с модификацией готовых печатных тестовых форм при решении вновь возникающих задач, трудоемкость обработки и относительно низкая точность оценки результатов, необходимость преобразования полученных данных в электронные форматы во всех случаях, когда предполагается дальнейшая работа с ними (статистический анализ, интерпретация, графическое представление, документирование), безусловно, предполагают внедрение в практику информационных технологий.

Что же касается содержания тестируемых профессионально важных качеств (ПВК), то существенным и неустранимым недостатком печатных тестов является невозможность оценки с их помощью индивидуальных особенностей поведения человека в динамической среде, значительной части характеристик его моторной и перцептивной сферы, особенностей нейродинамики, то есть многих из тех качеств, уровень развития которых в значительной мере предопределяет успешность профессиональной деятельности офицеров.

Таким образом, необходимость применения информационных технологий в практике психолого-педагогического сопровождения подготовки офицерских кадров была обусловлена несколькими причинами:

  • несоответствие возможностей специалиста психолого-педагогического сопровождения объему поставленных задач;
  • невозможность безошибочного проведения мероприятий психолого-педагогического сопровождения объему с большим количеством офицеров;
  • трудоемкость обработки на основании комплексов психодиагностических параметров;
  • невозможность выявления определенных свойств психической деятельности офицера, особенностей нейродинамики.

Психодиагностические методы на основе применения автоматизированных систем выгодно отличаются от неформализованных процедур (неструктурированного интервью, наблюдения, учета рекомендаций или изучения личного дела претендента и т.п.) тем, что они позволяют стандартизировать и формализовать процедуру обследования и принятия экспертных решений, обеспечивают их верифицируемость, внешнюю легитимность и справедливость с точки зрения обследуемых.

В последние десятилетия в практической работе психологов произошли значительные изменения, связанные с все более широким внедрением в различные сферы их деятельности современных информационных технологий. Пожалуй, наиболее заметное воздействие оказали эти технологии именно на сферу психодиагностики, которая традиционно тяготеет к формализации и стандартизации. К настоящему времени сложилось самостоятельная междисциплинарная область исследований – компьютерная психодиагностика (КПД). Ее основными задачами является создание психодиагностического инструментария (компьютерных психодиагностических методик с программно-техническими средствами) и принципиально новых, недоступных прежде методов работы с психодиагностической информацией на основе новейших информационных технологий.

Внедрение КПД в практику деятельности психологов может происходить поэтапно – от компьютеризации отдельных операций (часто – на основе использования стандартных офисных программ) до комплексной автоматизации деятельности специалиста, для чего, как правило, требуется разработка специализированных аппаратно-программных (программно-технических) психодиагностических комплексов (АППДК) на базе современных компьютерных технологий.

В современных условиях к АППДК предъявляются достаточно жесткие требования, представленные на рисунке 1.

Рис. 1 Требования, предъявляемые к аппаратно-программным комплексам (АППДК)
Рис. 1
Требования, предъявляемые к аппаратно-программным комплексам (АППДК)

Как показали исследования, использование АППДК обеспечивает существенный прирост эффективности мероприятий психологического обеспечения как на количественном, так и на качественном уровнях.

Количественные эффекты связаны, главным образом, с автоматизацией традиционных для психологического тестирования операций: инструктаж обследуемого, предъявление тестовых стимулов и регистрация ответов, оперативный контроль хода тестирования и (при необходимости) коррекция тестового поведения обследуемого, расчет, представление и документирование результатов обследования, вынесение заключения о степени соответствия обследуемого заданным требованиям (критериям) и др.

В традиционном для психодиагностики «бумажно-карандашном» формате эти операции сопряжены с большими трудовыми и материальными затратами и предъявляют достаточно высокие требования к уровню квалификации исполнителя. В то же время они наиболее успешно поддаются формализации и могут быть автоматизированы, благодаря чему повышается уровень стандартизации тестовой процедуры, точность и скорость получения результатов тестирования. Это, в свою очередь, делает возможным проведение массовых психодиагностических обследований в условиях дефицита времени и других ресурсов.

Качественные эффекты гораздо более разнообразны и, вместе с тем, пока еще в меньшей степени осознаны и востребованы и психологическим сообществом, и потребителями (заказчиками) психодиагностической информации.

Во-первых, они связаны с возможностями современных компьютеров и сопряженных с ними периферийных устройств моделировать настолько широкий спектр тестовых сигналов и способов реагирования на них, что оказывается возможным существенно разнообразить спектр реализуемых тестовых заданий и оцениваемых профессионально релевантных характеристик. В этом случае АППДК выступает не в роли эквивалента бланкового теста и ускорителя расчетов, а является неустранимым элементом системы, организатором и синтезатором стимульного материала, без которого в принципе невозможно реализовать тесты определенных типов (динамические, адаптивные, игровые, мультимедийные, дистанционные и др.).

Во-вторых, проведение тестирования в интерактивном режиме позволяет повысить защищенность тестов по отношению к утечке тестовой информации и некооперативному тестовому поведению обследуемого.

В-третьих, применение компьютеров позволяет извлекать даже из традиционных статических тестов существенно больше диагностически значимой информации за счет включения в алгоритмы оценивания результатов математически более изощренных способов расчета тестовых баллов, включения в них статистических алгоритмов (ранее выполнявшихся только отсроченно). Сюда же можно отнести возможность интеграции результатов многих тестов с целью получения логически непротиворечивого и вместе с тем более надежного и защищенного от случайных артефактов и направленных искажений заключения по результатам обследования. Огромные возможности для повышения точности интерпретации результатов тестирования таит в себе встраивание в состав программного обеспечения АППДК технологий инженерии знаний.

В четвертых, из того обстоятельства, что любое обследование с применением АППДК сопровождается регистрацией протокола и результатов обследования в базе данных, возможно накопление, циркуляция и анализ массивов психодиагностических данных, причем не только на уровне научно-исследовательских центров (которые прежде были эксклюзивными обладателями подобной информации), но и на уровне отдельного пользователя АППДК.

История компьютерной психодиагностики в нашей стране насчитывает едва ли более трех десятилетий, поэтому многие проблемы еще ждут своего решения. Однако само положение этого направления – на стыке с компьютерными науками и информатикой – обусловливают чрезвычайную ее динамичность. Ряд государственных ведомств и силовых структур к настоящему времени уже располагают определенным опытом внедрения и использования АППДК в практике профессионального психологического отбора (ППО) и психологического сопровождения слушателей, курсантов и персонала. Среди них – Минобороны России, выстроившее свою систему ППО и психологического сопровождения деятельности военнослужащих на основе комплексов 83т79м, АРМ СПО «Отбор-В» и АРМ ВП83т379; ФСБ России, широко применяющее психодиагностические комплексы АПК «Гранит»; МВД России и ФСКН России, использующие в психологической работе АППДК «Мультипсихометр» и ряд других.

Так, применение автоматизированного рабочего места военного психолога (АРМ ВП83т379) обеспечило в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая академия» не только экспериментальную работу психолого-педагогического сопровождения подготовки офицерских кадров, но и решение максимально возможного числа задач, с учетом использования результатов в учебном процессе: составление рейтингов, сравнение групп и показателей ПВК на разных этапах подготовки офицеров.

Нет никаких сомнений в том, что применение компьютеров и компьютерных психодиагностических комплексов для проведения психометрических тестов, подсчета и интерпретации их результатов, будет совершенствоваться и принимать все большие масштабы, отражая общий тренд к более широкому использованию компьютерных и информационных технологий в повседневной жизни.

Реализация психодиагностического инструментария в форме программно-технических комплексов, включающих комплект специализированных периферийных устройств, не только позволяет существенно расширить диапазон реализуемых тестов и оцениваемых индивидуальных характеристик, но и обеспечивает стандартизацию условий тестирования, облегчает освоение испытуемым тестовой процедуры, предотвращает (точнее, лишает смысла) бесконтрольное распространение программного обеспечения и утрату конфиденциальности тестов.

Накопленный к настоящему времени опыт применения АППДК в психологическом обеспечении подготовки свидетельствует, что их внедрение обеспечивает повышение методической оснащенности практических психологов и объем проводимых ими психодиагностических мероприятий за счет значительной экономии затрат времени и трудовых ресурсов, создает условия для быстрого наращивания базы тестовых данных. Основные показатели потенциального эффекта от внедрения АППДК представлены в таблице 1.

Таблица 1
Показатели потенциального эффекта от внедрения аппаратно-программных психодиагностических комплексов
  показатели значения
1 Сокращение времени и трудозатрат на проведение психолого-педагогических исследований на всех этапах психолого-педагогического сопровождения подготовки офицерских кадров в 2-2,5 раза
2 Повышение мощности тестовых норм в 1,3-6 раз
3 Повышение надежности тестов благодаря более высокой степени стандартизации тестовой процедуры полная
4 Повышение точности оценки профессионально важных качеств и снижение вероятности ошибок в ходе выполнения и обработки результатов теста, характерных для «ручных» методов обсчета значительная
5 Повышение уровня доверия обследуемых к тестовой процедуре и ее результатам, мотивацию к выполнению тестов и общее удовлетворение от тестирования. Минимизация вероятности искажения результатов тестирования вследствие предвзятости эксперта значительная
6 Обеспечение ускоренного процесса принятия решения по результатам тестирования благодаря возможности практически немедленного расчета тестовых оценок и формирования отчетов о результатах полная
7 Повышение безопасности результатов тестов (снижение вероятности утечки тестовой информации) значительная
8 Обеспечение возможности использования сложных способов расчета тестовых оценок и правил вывода диагностических заключений полная

Примечание: таблица составлена по материалам авторов предыдущих исследований

Особенностью обработки данных психолого-педагогических исследований и использования результатов психолого-педагогического оценивания офицеров с помощью аппаратно-программных психодиагностических комплексов (АРМ ВП) является то, что проведение общей и частной компьютерной психодиагностики предполагает системную позицию, обеспечивающую возможность комплексного оценивания и представления разнородных тестовых данных в подготовке офицерских кадров.

Эта особенность даёт основу в составлении рекомендаций для преподавателей на каждого слушателя по развитию и коррекции профессионально важных качеств. Взаимодействие психолога и преподавателя по оцениванию и коррекции ПВК офицеров целесообразно осуществлять в содержательных рамках образовательного процесса в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск (рис. 2).

Рис. 2 Использование оценок профессионально важных качеств слушателей при проведении основных видов занятий
Рис. 2
Использование оценок профессионально важных качеств слушателей при проведении основных видов занятий

Таким образом, использование информационных технологий при оценке профессионально важных качеств офицеров и развитие системы информационного обмена между структурными элементами подготовки в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск, делает целесообразным и возможным коррекцию и дальнейшее развитие профессионально важных качеств, определяющих компетенции каждого офицера в конкретной управленческой деятельности на конкретной воинской должности.



Литература:

  1. Основы военного профессионального психологического отбора, учебное пособие, М., Военное издательство 2005г.
  2. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003г.
  3. Сборник методов и методик, применяемых при проведении мероприятий профессионального отбора военных специалистов для органов и войск федеральной пограничной службы Российской Федерации. М., 1997г.
*
Главная О комплексе О программе Оборудование Изделия Сертификаты Заказчики Отзывы Статьи Услуги Цены

ООО «Научно-производственный центр «ДИП» © 1994–2024
Адрес: 117587, Москва, Варшавское ш., д.125 (на карте)
Тел.: +7 (495) 312-85-92, +7 (495) 311-23-63; e-mail: mpm@dipcenter.ru
Любое использование материалов сайта без ссылки на www.multipsychometr.ru запрещено.
Мультипсихометр® — зарегистрированный товарный знак.
Политика в отношении обработки персональных данных